ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Март 2015года
Внешний контроль

Коррупционные преступления в сфере здравоохранения

Александр Васильевич Грошев, д-р юрид. наук, профессор кафедры уголовного права Кубанского государственного аграрного университета
Елена Владимировна Епифанова, канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного аграрного университета

Проблема
Махинации при госзакупках медицинского оборудования; незаконное взимание оплаты с пациентов за оказанную и неоказанную медицинскую помощь

Чем грозит
Обвинение в коррупционном преступлении должностных лиц организации, а также медработников, не относящихся к должностным лицам

Как избежать
Расходовать денежные суммы, выделяемые из соответствующих бюджетов, строго по назначению; соблюдать правила оказания платных медицинских услуг в бюджетных медицинских учреждениях; законодателю уточнить уголовно-правовое положение медицинского работника

Коррупция относится к числу наиболее серьезных угроз национальной безопасности России. На данное обстоятельство специально обращено внимание в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от  12.05.2009 № 537), а также в Национальной стратегии противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от  13.04.2010 № 460). Согласно ежегодно публикуемому международной неправительственной организацией Transparеncy Internacional индексу восприятия коррупции, Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мирового сообщества2.

Практика борьбы с коррупцией показывает, что одной из наиболее коррумпированных сфер российского общества является здравоохранение. Так, в 2010 г. за преступления коррупционной направленности осуждено более 9 тыс. человек, в т. ч. за взятки около 2 тыс., из них 25% — сотрудники учреждений здравоохранения3. Начальник управления по контролю за расследованием коррупционных преступлений Следственного комитета РФ В. Макаров, выступая на слушаниях по борьбе с коррупцией в сфере здравоохранения в Общественной палате РФ, привел следующие данные. Первое место по коррумпированности в России занимает сфера правоохранительных органов, на втором месте — здравоохранение и социальное обеспечение, на третьем — образование и наука.

По данным Следственного комитета РФ, за 2011 г. по фактам коррупции следственные органы привлекли к ответственности 362 работника здравоохранения. Обвинения предъявлялись как обычным врачам, так и высокопоставленным чиновникам. Глава ведомства по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности разделил коррупцию в медицине на две составляющие:

  • бытовая (взятки, которые получают врачи);
  • верхняя (махинации при закупках оборудования).

Согласно информации Следственного комитета РФ в нынешней системе здравоохранения преобладает второй вид коррупции. В 2011 г. в суды поступило на рассмотрение около 1000 уголовных дел по обвинениям в злоупотреблении служебным положением, взяточничестве и махинациях при проведении закупок. В качестве обвиняемых по всем делам проходят высокопоставленные чиновники сферы здравоохранения.

Классическим примером мошенничества и коррупции при проведении государственных закупок медицинского оборудования стали покупки томографов, цена которых была завышена в несколько раз. При этом в значительной части регионов страны не было даже документов, регламентировавших правила проведения государственных закупок и механизм определения начальной цены лотов. Другой проблемой являются закупки так называемого экспертного оборудования муниципальными поликлиниками. Работать с этим дорогим медицинским оборудованием могут лишь подготовленные специалисты. Однако таких специалистов в муниципальных учреждениях здравоохранения зачастую просто нет.

С учетом состояния и негативных тенденций коррупции в сфере здравоохранения приказом Минздрава России от  20.06.2014 № 296 (в соответствии с Указом Президента РФ от  11.04.2014 № 226) утвержден очередной План Министерства здравоохранения Российской Федерации по противодействию коррупции на  2014—2015 гг. Приказом Росздравнадзора от  01.07.2014 № 4656 утвержден План по противодействию коррупции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на  2014—2015 гг. Руководителям территориальных органов Росздравнадзора предписано утвердить региональные планы по противодействию коррупции в данной сфере.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В России с 1992 г. в рамках различных инициатив были разработаны и внесены на рассмотрение законодательного органа несколько проектов законов о борьбе с коррупцией. Последний законопроект Президента РФ принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г. и вступил в силу с 1 января 2009 г. Речь идет о Законе №  273-ФЗ. На его основе внесены соответствующие изменения и дополнения в федеральные законы о государственной и муниципальной службе, имеющие существенную антикоррупционную составляющую, а также приняты другие законы против коррупции, в т. ч. Федеральный закон от  17.07.2009 №  172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В этих законах содержится комплекс мер правового и организационного характера по борьбе с коррупционными правонарушениями и коррупцией в целом.

Соответствующие меры противодействия коррупции реализуются всеми органами государственной власти, в т. ч. Минздравом России, на основании Указа Президента РФ от  11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы». Конкретные меры борьбы с коррупцией в системе здравоохранения реализуются на основе ведомственных нормативных актов.

Признаки коррупции

Для характеристики коррупции в сфере здравоохранения выделим наиболее существенные признаки данного негативного явления, которые могут быть положены в основу ее определения. Для этих целей следует использовать положения Федерального закона от  25.12.2008 №  273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон №  273-ФЗ). Согласно подп. «а» п. 1 ст. 1 данного закона коррупция представляет собой:

а) злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подп. «а», от имени или в интересах юридического лица.

В этом определении содержится ограниченный перечень наиболее распространенных коррупционных деяний, являющихся по природе преступлениями и иными правонарушениями (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп), и указаны три наиболее общих признака коррупции:

1) незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением имущественной выгоды (в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав) для себя или для третьих лиц (пассивная форма коррупции);

2) незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами (активная форма коррупции);

3) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (смешанная форма).

Однако помимо указанных признаков коррупции существуют иные характеристики. Рассмотрим их подробнее.

1. Один из основных признаков коррупции — сфера ее проявления, те общественные отношения, на которые посягают коррупционные деяния. Некоторые ученые ограничивают сферу коррупционного поведения публичной сферой — деятельностью органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления — и исключают наличие коррупции в «частном секторе» (сфера деятельности коммерческих и иных организаций). Данная проблема на сегодняшний день является принципиальной, и, как представляется, имеются социальные и правовые основания ее позитивного решения.

Прежде всего коррупционная деятельность «частных» управленцев различных уровней в условиях рыночной экономики представляет не меньшую, а порой и большую общественную опасность, чем такая деятельность государственных и муниципальных служащих. Это связано не только с причинением существенного вреда правам и законным интересам самой коммерческой организации и ее участников (акционеров). Коррупционные «сделки» представителей крупного и среднего бизнеса способны нанести серьезный ущерб публичным интересам общества и государства, например, в случае легализации преступных доходов в крупных и особо крупных размерах, ограничении конкуренции на рынке, вывоза капиталов за границу, хищнического истребления природных ресурсов, сращивания с организованной преступностью. Как показывает практика, ведущее место в причинном механизме совершения данных преступлений занимает коррупция. Коррупция существует не только в сфере коммерческой деятельности, но и в сфере деятельности иных негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий, спортивных, религиозных и иных общественных организаций).

В УК РФ подобные деяния криминализированы (ст. 184, 201, 202, 204 УК РФ). По существу, эти составы практически не отличаются от соответствующих составов должностных преступлений, традиционно признаваемых коррупционными (ст. 285, 286, 290, 291 УК РФ), за исключением их субъекта.

Оценка данных деяний как коррупционных вполне соответствует международным актам по противодействию коррупции, в частности Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) и Конвенции ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.), ратифицированных Российской Федерацией. Эти конвенции прямо относят подкуп и хищение в частном секторе к числу коррупционных преступлений.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Следует согласиться с  Н. А. Лопашенко в том, что «сферой существования коррупции следует считать любые законно функционирующие органы и структуры власти и управления, вне зависимости от того, кем они представлены — должностным лицом ( в т. ч. высшим, занимающим государственную должность РФ, субъекта РФ или главы местного самоуправления), служащим, не являющимся таковым, или управляющим и служащим в коммерческой или иной организации»4.

Коррупционная деятельность распространяется и на сферу межгосударственных и международных отношений, что позволяет говорить о таких опасных формах коррупции, как транснациональная и международная коррупция5. В 2012 г. Россия присоединилась к Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от 21 ноября 1997 г. «О борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках» (Федеральный закон от  01.02.2012 №  3-ФЗ). Однако следует отметить, что все законодательные инициативы по противодействию коррупции в России традиционно ограничивают ее понятие только публичной сферой конкретного государства (РФ).

2. Следующий признак коррупции характеризует ее субъекта. Выделяют такие категории субъектов коррупции:

1) должностные лица, иностранные должностные лица, а также должностные лица публичной международной организации (в соответствии с примечаниями к ст. 285, 290 УК РФ);

2) государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (в соответствии со ст. 288, 292 УК РФ);

3) лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях (в соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ);

4) служащие коммерческой или иной организации, не наделенные управленческими функциями (полномочиями), указанными в примечании к ст. 201 УК РФ;

5) лица, осуществляющие подкуп, т. е. предоставляющие вышеуказанным лицам выгоды имущественного характера либо выполняющие действия посреднического характера (в соответствии со ст. 291, 291.1, ч. 1, 2 ст. 204 УК РФ).

Дискуссию вызывает вторая категория — государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами. Некоторые авторы полагают, что, поскольку сущность коррупции заключается в злоупотреблении лиц властными полномочиями по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности, то отнесение к числу коррупционеров лиц, не обладающих такими полномочиями, неверно по существу. Данные лица могут быть только соучастниками коррупционных преступлений6.

КСТАТИ

В силу ограниченности служебных полномочий злоупотребление государственными и муниципальными служащими, не являющимися должностными лицами, своим служебным положением порой не влечет существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Но даже в этом случае служащий может быть признан субъектом коррупционного правонарушения.

Однако законодатель признает указанных лиц субъектами таких, безусловно, коррупционных преступлений, как присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Кроме того, данные лица могут быть субъектами и иных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения, например, посредничества во взяточничестве (ч. 2 ст. 291.1 УК РФ). Как справедливо отмечается в литературе, сущность коррупции заключается в использовании лицом из корыстной или иной личной заинтересованности своего служебного положения (а не только властных полномочий). При этом злоупотребление служебным положением предполагает использование не только служебных полномочий, но и авторитета и иных возможностей в связи с занятием определенных должностей по службе7.

Еще более дискуссионным является вопрос о признании субъектами коррупционных деяний служащих коммерческих и иных организаций, не выполняющих управленческих (организационно-распорядительных и  административно-хозяйственных) функций в этих организациях. По мнению Н. А. Лопашенко, включение в число субъектов коррупции рядовых служащих совершенно необходимо и логично. Во-первых, это соответствует определению коррупции как противоправной сделки между представителем органа власти или управления любого уровня и лицами, заинтересованными в их определенном поведении; во-вторых, подобная позиция отвечает международно-правовому пониманию коррупции, содержащемуся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Думается, что о коррупционном поведении таких лиц в сфере деятельности коммерческих и иных организаций можно говорить лишь в той мере, в какой она соответствует основанию криминализации соответствующих деяний — их общественной опасности. В отличие от служащих государственных органов такие лица, как правило, не могут «усиливать» влияние занимаемого ими служебного положения авторитетом организации и иными возможностями, связанными со служебным положением. Чаще такие лица занимаются поборами за выполнение работ или оказание услуг при осуществлении коммерческой или иной деятельности, что обычно не создает угрозы причинения существенного вреда охраняемым интересам граждан или организаций.

В судебной практике подобные лица не признаются субъектами коррупции. Так, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ по конкретному делу указала, что врач, не обладающий ни  организационно-распорядительными, ни  административно-хозяйственными функциями, не является должностным лицом и поэтому не может рассматриваться как субъект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ. Поэтому предлагаемое решение этого вопроса требует криминологического обоснования.

КОММЕНТАРИЙ АВТОРА

В то же время судебная практика признает субъектами коррупции работников учреждений здравоохранения, выполняющих служебные обязанности, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия. Примерами таких обязанностей могут являться выдача медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установление работником учреждения медико-социальной экспертизы наличия у гражданина инвалидности (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от  16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Характерно, что в советский период рядовые работники государственных и общественных организаций подлежали уголовной ответственности за получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ и оказание услуг ( в т. ч. в сфере медицинского обслуживания населения), входящих в круг их служебных обязанностей (ст. 156.2 УК РСФСР 1960 г.). Однако в действующем УК РФ подобная норма отсутствует.

3. Следующий признак коррупции — мотив совершения коррупционных действий, характеризует их направленность на извлечение выгоды в виде различных благ и преимуществ материального (имущественного) характера. В этой части Закон №  273-ФЗ (подп. «а» п. 1 ст. 1) прямо определяет характер мотивации коррупционных преступлений — в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Таким образом, мотивом коррупционного поведения в указанных в данном законе формах является корысть.

Аналогично определяется содержание мотива в ст. 204, 290 УК РФ, предусматривающих ответственность за коммерческий подкуп и получение взятки. Характерно, что ранее содержание корыстного мотива в ст. 290 УК РФ определялось несколько шире, чем в ст. 204 УК РФ, поскольку в ней речь шла о получении «выгод имущественного характера», тогда как в ст. 204 УК РФ указывалось на пользование «услугами имущественного характера». В настоящее время законодатель отказался от оценочного понятия «выгоды имущественного характера», заменив его термином «услуги имущественного характера», оказываемые незаконно. Несомненно, понятие «выгоды имущественного характера» шире, нежели понятие «услуга имущественного характера». Последняя, будучи гражданско-правовой категорией, как правило, носит характер сделки.

Более широкое содержание мотив имеет в других составах коррупционных преступлений — ст. 201 и 285 УК РФ. В статье 201 УК РФ предусмотрена специальная цель извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, что позволяет толковать содержание мотива данного деяния как «корыстная или иная личная заинтересованность». Такая трактовка совпадает с формулировкой мотива злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

4. Наиболее важным признаком коррупции является характер коррупционного поведения, заключающегося в различных по содержанию действиях (бездействии) лица с использованием своего служебного положения. В литературе под использованием служебного положения часто понимается злоупотребление должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой либо иной организации, своими служебными полномочиями (должностными или управленческими), т. е. использование указанными лицами своих полномочий вопреки интересам службы в пределах служебной компетенции. Этот признак свойственен всем должностным преступлениям.

Однако в механизме отдельных коррупционных преступлений закон, наряду с совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица, предусматривает, что в силу должностного положения это лицо может способствовать таким действиям (бездействию) со стороны других должностных лиц (ст. 290 УК РФ). Соответственно, данный признак коррупционных преступлений является более широким по содержанию и включает:

  • использование субъектом коррупции своих служебных полномочий, которыми он наделен в связи с занимаемым служебным положением (должностью);
  • использование значимости и авторитета занимаемой должности соответственно ее иерархии в системе государственной либо муниципальной службы, благодаря которым коррупционер может повлиять на других должностных лиц, обладающих необходимыми полномочиями;
  • использование служебных связей (контактов) с должностными лицами иных государственных либо муниципальных органов и учреждений, возникающих в ходе осуществления служебных полномочий. Эти связи определяются иерархией служебных отношений в рамках одного ведомства либо их управленческой координацией в рамках различных ведомств.

КСТАТИ

В сфере здравоохранения заинтересованность двух сторон в «платежах мимо кассы» приводит к возникновению самоорганизующейся системы неофициальных бизнес-отношений врача и пациента. Важным условием воспроизводства такого взаимодействия является традиция обращения к врачу по знакомству, в этом случае «рекомендатель» часто выступает в роли посредника, заранее оговаривая сумму оплаты медицинской услуги8.

Первая форма коррупции чаще всего представляет собой двухсторонние отношения. Одна из сторон в обмен на выгоды имущественного либо неимущественного характера, предоставляемые другой стороной, использует в ее интересах свои служебные полномочия. Однако коррупционные действия, как уже отмечалось, могут носить и односторонний характер, когда определенные выгоды и преимущества извлекаются коррупционером непосредственно из своего служебного положения.

Вторая и третья формы коррупции представляют собой сложные, как правило, трехсторонние отношения. В структуру таких отношений входят три взаимосвязанных вида коррупционного поведения:

  • активный подкуп определенного должностного лица, имеющего соответствующие служебные связи и авторитет (исходя из занимаемой должности);
  • использование должностным лицом своего служебного положения для оказания служебного влияния на иное должностное лицо, обладающее необходимыми должностными полномочиями;
  • осуществление последним данных полномочий в пользу «агента влияния» (подкупающего лица) либо представляемых им третьих лиц.

Такая опосредованная форма коррупционного поведения лица, осуществляющего подкуп, в международных правовых актах получила определение как «злоупотребление влиянием» (ст. 18 Конвенции ООН против коррупции). В российском уголовном законодательстве подобная норма отсутствует. На практике данное деяние часто квалифицируется как мошенничество, совершенное с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

5. Наконец, еще одним признаком коррупции, характеризующим ее виды, является степень общественной опасности. Она выражается в причинении различного по характеру вреда интересам службы в государственных и муниципальных органах и учреждениях, а также в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными. В соответствии с данным признаком все коррупционные деяния, формально обладающие признаками коррупции, подразделяются на преступления и иные правонарушения (административные, дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты).

Коррупционными преступлениями признаются предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, направленные против интересов службы в государственных и муниципальных органах и учреждениях, а также в коммерческих и иных организациях, выражающиеся в получении соответствующими субъектами каких-либо выгод и преимуществ в связи со служебными положениями. При этом такие деяния должны причинять существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества либо государства.

Коррупционные проступки (дисциплинарные и административные правонарушения) выражаются в предусмотренных административным или трудовым законодательством деяниях государственных и муниципальных служащих, а также служащих коммерческих или иных организаций, совершенных с использованием ими своих служебных полномочий из корыстной либо иной личной заинтересованности, не повлекших существенного нарушения прав или законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Ответственность за коррупционные проступки установлена КоАП РФ и ТК РФ.

Коррупционные деликты — это предусмотренные нормами гражданского законодательства деяния, выражающиеся в незаконном получении государственными либо муниципальными служащими или работниками образовательных, медицинских и иных организаций каких-либо выгод в связи с их должностными полномочиями либо исполнением ими служебных обязанностей. К подобному деянию можно отнести, например, принятие работником обычного подарка на сумму более 3000 руб. (ст. 575 ГК РФ).

На международном уровне борьба с коррупционными деликтами регламентируется Конвенцией о  гражданско-правовой ответственности за коррупцию (г. Страсбург, 04.11.1999). Однако Российская Федерация в данной Конвенции не участвует.

Выделяются также аморальные коррупционные поступки, выражающиеся в нарушении государственными либо муниципальными служащими различного рода моральных, этических норм и стандартов, регламентирующих их служебную деятельность. Например, речь может идти о получении гонораров за публикации и выступления в качестве государственного служащего, об использовании в личных целях служебного транспорта, участии в банкетах за счет подконтрольных лиц и организаций. Такие действия не обладают общественной опасностью и не влекут юридической ответственности (если они не содержат состава коррупционного правонарушения).

Классификация коррупционных преступлений

В литературе вопрос о классификации коррупционных преступлений является дискуссионным. Достаточно развернутая классификация коррупционных преступлений приводилась в одном из антикоррупционных законопроектов, который рассматривался Государственной Думой в  2002—2004 гг.9 В других законопроектах о борьбе с коррупцией, вносимых в разное время на рассмотрение Госдумы, содержались более широкие понятия: «коррупционные правонарушения» и «правонарушения, создающие условия для коррупции»10. Данный подход в целом реализован при разработке Закона №  273-ФЗ. В пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что высказываемое в ходе подготовки проекта предложение указать в определении коррупции конкретные преступления и административные правонарушения не может быть реализовано, т. к., в частности, в соответствии со ст. 1 УК РФ  уголовно-правовое значение имеют лишь те положения, которые отражены в данном Кодексе. По мнению ряда специалистов, вошедшие в определение понятия коррупции противоправные действия, являющиеся ее наиболее рельефным проявлением, представляют собой не что иное, как преступления, предусмотренные соответствующими статьями УК РФ11.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В проекте федерального закона № 216592–3 «Основы законодательства об антикоррупционной политике» коррупционные преступления делились на две группы (ст. 8 проекта):

1 Коррупционные преступления в форме подкупа — виновно совершенные общественно опа- сные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями УК РФ: ст. 141, пп. «а» и «б» ч. 2 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); ст. 183 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа); ст. 184; ст. 204; ст. 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в ч. 5 ст. 8 законопроекта); ст. 290; ст. 291; ст. 304 и 309 (в случае совершения соответствующего деяния путем подкупа).

2 Иные коррупционные преступления — виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями УК РФ: ст. 145; ст. 159, п. «в» ч. 2; ст. 160, п. «в» ч. 2; ст. 164 (в случаях совершения деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения); ст. 170; ст. 188, п. «б» ч. 3 (при наличии корыстной или иной личной заинтересованности); ст. 201; ст. 202 (совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); ст. 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в ч. 6 ст. 8 законопроекта); ст. 221, п. «в» ч. 2; ст. 226, п. «в» ч. 2; ст. 229, п. «в» ч. 2; ст. 285; ст. 286 и ст. 288 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); ст. 289 и 292.

В статье 1 Закона №  273-ФЗ названы следующие виды коррупционных преступлений: злоупотребление служебным положением (ст. 285 УК РФ и др.); дача взятки (ст. 291 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ); коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). В отношении перечисленных деяний следует сделать три уточнения.

Во-первых, в определении коррупции использовано словосочетание «злоупотребление служебным положением», хотя соответствующая статья УК РФ (ст. 285) называется «злоупотребление должностными полномочиями». Вероятно, законодатель имел в виду все деяния, совершаемые лицом с использованием своего служебного положения (например, п. «б» ч. 3 ст. 159, 160 УК РФ и др.).

Во-вторых, Федеральным законом от  04.05.2011 №  97-ФЗ в УК РФ введена новая ст. 291.1 — посредничество во взяточничестве, квалифицированным видом которого является его совершение с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 291.1 УК РФ). Соответственно, указанный перечень коррупционных преступлений должен быть дополнен данным составом преступления.

В-третьих, в указанный перечень не вошли иные деяния, имеющие коррупционную направленность (например, превышение должностных полномочий, нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, незаконное участие в предпринимательской деятельности, служебный подлог и др.). Таким образом, к коррупционным преступлениям относится довольно широкий круг деяний, предусмотренных различными главами Особенной части УК РФ. Наиболее типичные (общие) составы коррупционных преступлений содержатся в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» УК РФ. Исходя из рассмотренных выше признаков коррупции, к коррупционным относятся и иные (специальные) преступления, предусмотренные нормами иных глав УК РФ.

Представляется, что выделение в системе Особенной части УК РФ института преступлений коррупционной направленности необходимо для согласования общеправовых и отраслевых элементов механизма юридической ответственности за коррупционные преступления и иные коррупционные правонарушения.

В настоящее время критерии отнесения конкретных деяний к преступлениям коррупционной направленности установлены ведомственными нормативными актами (см. Указание Генпрокуратуры России № 744/11, МВД России № 3 от  31.12.2014 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»).

Формы коррупции

В сфере здравоохранения распространены как общие, так и специальные коррупционные преступления. В докладе международной организации Transparency International о положении с коррупцией в мире (2006 г.) названы основные формы коррупции в сфере здравоохранения:

КСТАТИ

Возможны такие формы коррупции, как развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию, неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры, а также проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения доходов.

1. Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Эти явления могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях, получающих такие средства. Лекарства, а также другие ресурсы и оборудование медицинского назначения могут расхищаться для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество, получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечить качество, обусловленное контрактами для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования, т. е. затраты в тех сферах государственных закупок, где существует особая опасность коррупционных действий.

3. Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских организаций в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам за неоказанные услуги в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию. Возможна также выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

5. Коррупция в организациях, предоставляющих медицинские услуги. Может принимать самые разные формы: вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно; взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги; вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации тех или иных структур.

С учетом приведенной выше классификации коррупционных преступлений указанные формы коррупции в сфере здравоохранения могут быть представлены следующим образом. Основная группа коррупционных преступлений:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1, 285.2 УК РФ);

3) внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ);

4) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);

5) взяточничество (ст. 290, 291, 291.1 УК РФ);

6) служебный подлог (ст. 292 УК РФ);

7) незаконная выдача паспорта гражданина РФ, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ);

8) злоупотребление полномочиями и коммерческий подкуп в сфере частной медицины (ст. 201, 204 УК РФ).

Система здравоохранения страны наиболее поражена взяточничеством. Распространено также нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на нужды здравоохранения. Счетная палата опубликовала результаты проверки эффективности использования средств, выделенных на модернизацию здравоохранения, согласно которым лишь чуть больше половины денег (59,3%) было потрачено по назначению12.

Дополнительная группа преступлений коррупционной направленности в сфере здравоохранения представлена главным образом тремя подгруппами преступлений:

1) преступления против свободы личности: незаконное помещение в психический стационар (ст. 128 УК РФ);

2) преступления против собственности: мошенничество с использованием лицом своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 160 УК РФ);

3) преступления против здоровья населения: незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ) или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ (228.1 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение НС или ПВ (ст. 233 УК РФ); хищение либо вымогательство НС или ПВ, а также растений, содержащих НС или ПВ, либо их частей, содержащих НС или ПВ (ст. 229 УК РФ).

Чаще всего должностные лица, занимающие руководящие должности в органах здравоохранения, совершают хищения с использованием служебного положения. Именно такая ситуация приведена в начале нашей статьи.

В завершение отметим, что общие положения об ответственности указанных ранее субъектов коррупционных правонарушений (преступлений) содержатся в ст. 13, 14 Закона №  273-ФЗ. Согласно ст. 13 граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с российским законодательством. При этом физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Таким образом, все коррупционные правонарушения (преступления), являющиеся основанием возложения юридической ответственности, содержатся в отраслевом законодательстве.


1Министр засветился на рентгене // Газета.ru. 2015, 12 февраля / [Электронный ресурс]. URL: . (Дата обращения: 12.02.2015.) >>вернуться в статью
3 Воробьев Ю. Коррупционерам придется раскошелиться // Парламентская газета. № 12 (2496). 2011. 11 марта. >>вернуться в статью
4 Лопашенко Н.А. Коррупция: содержание проблемы правовой регламентации // Уголовное право. № 2. 2001. С. 99. >>вернуться в статью
5Этот аспект коррупции отражен в конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (ратифицирована Федеральным законом от  26.04.2004 №  26-ФЗ). >>вернуться в статью
6 Комиссаров В.С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией// Вестник МГУ. Сер. II. Право 1993. № 1. С. 27. >>вернуться в статью
7 Кочмазов О.Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву. Владикавказ. 2000. С. 18. >>вернуться в статью
8 Григорьев М.С., Гриб В.В., Вахнина Н.А. Коррупция в сфере медицинских услуг России. М.: Фонд исследования проблем демократии. 2012. С. 10. >>вернуться в статью
9См.: проект федерального закона № 216592–3 «Основы законодательства об антикоррупционной политике», внесенный в качестве законодательной инициативы депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ  А. А. Аслахановым, Н. М. Безбородовым, В. П. Воротниковым. >>вернуться в статью
10См.: проект федерального закона «О борьбе с коррупцией», разработанный межведомственной рабочей группой под руководством профессора А. И. Долговой (принят Государственной Думой 22 ноября 1995 г., одобрен Советом Федерации 9 декабря 1995 г. и отклонен Президентом Российской Федерации 22 декабря 1995 г.). >>вернуться в статью
11 Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. №  273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СПС Консультант-Плюс. >>вернуться в статью
12 Пилили скальпелем. Куда уплывают деньги, предназначенные для пациентов? АИФ. 2012. № 27. >>вернуться в статью