ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2017года
Права и обязанности
Медицинская организация

Что грозит медорганизации, которая не информировала пациента о бесплатной помощи

Георгий Борисович Романовский, д-р юрид. наук, проф., зав. кафедрой уголовного права Пензенского государственного университета

Платная медицина составляет треть затрат в рамках всей страховой медицины. Объем платных медуслуг продолжает увеличиваться. Общество обоснованно опасается, что система здравоохранения полностью перейдет на возмездную основу за счет средств граждан.

Правительство каждый год определяет Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Граждане регулярно возмущаются по поводу оплаты видов медпомощи, которых нет в программе. Более того, пациенты обвиняют медорганизации в том, что те намеренно оказывают платные услуги вместо гарантированной бесплатной помощи.

В 2013 году законодатель защитил граждан от возможных злоупотреблений со стороны медорганизаций. Он ввел в КоАП РФ статью 6.30. Медорганизации теперь наказывают, если они «забывают» информировать граждан о получении медпомощи в рамках федеральной и территориальных программ госгарантий. Как работает эта статья сегодня и что на самом деле грозит медорганизациям?

300
случаев

нарушения госгарантий предоставления бесплатной медицинской помощи зафиксировал Росздравнадзор в 2015 году

Много ли штрафов

Чтобы определить, часто ли привлекают к ответственности по данной статье, мы обратились к документам Росздравнадзора — контрольного органа, который уполномочен проверять медорганизации во вопросу информирования граждан.

Из доклада руководителя Росздравнадзора Михаила Мурашко об итогах работы ведомства в 2015 году мы узнали следующее. Росздравнадзор регулярно фиксирует нарушения правил доступности медицинской помощи. Бюджетные медорганизации то и дело направляют пациента в негосударственные медицинские центры, в которых оказывается тот же вид медпомощи, который можно было оказать в рамках ОМС. Иногда даже помощь оказывает тот же врач, но за плату.

В 2015 году Росздравнадзор по результатам контрольных мероприятий назначил административные штрафы на сумму более 116 млн рублей, что в 1,4 раза больше по сравнению с 2014 годом. Выявлено более 300 случаев нарушения государственных гарантий в части предоставления бесплатной медицинской помощи.

Подробнее с докладом можно ознакомиться по ссылке.

Есть и более свежие данные. В конце 2016 года на официальном сайте ведомства появилось сообщение о проверках в Ростовской области. За 11 месяцев 2016 года территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области составил 734 протокола об административном правонарушении и назначил штрафов на сумму 11 млн рублей.

Лидером по числу вынесенных постановлений (27%) стала статья 6.30 КоАП РФ. Медорганизации региона вне зависимости от форм собственности не размещали на своих официальных сайтах информацию о получении бесплатной медицинской помощи в рамках программы госгарантий.

Вывод очевиден. Статья рабочая, Росздравнадзор активно ее использует. Значит, медорганизациям есть чего опасаться.

За что штрафуют

Важно

Субъектами административной ответственности могут выступать как должностные лица, так и медорганизация. То, что к ответственности привлекли должностное лицо, не означает, что медорганизацию не привлекут, и наоборот

Статья 6.30 имеет две части. По части 1 привлекаются любые медорганизации, которые не выполнили обязанность информировать граждан о получении медицинской помощи в рамках программы госгарантий. По части 2 — только те, которые участвуют в реализации программы госгарантий.

Меры ответственности по ч. 2 повышенные. Если по ч. 1 штраф для должностных лиц составляет от 5000 до 7000 рублей, то по ч. 2 — от 10 000 до 15 000 рублей. Для организаций штрафы еще больше — по ч. 1 от 10 000 до 20 000 рублей, по ч. 2 от 20 000 до 30 000 рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии. Медорганизация не выполняет свою обязанность информировать граждан о медицинской помощи по программам госгарантий. Какие формы бездействия возможны? На вопрос отвечает судебная практика.

Нет информации на сайте

Медорганизация не информировала пациентов о медпомощи по программе госгарантий на своем официальном сайте в Интернете. За это нарушение она заплатила административный штраф в размере 10 000 рублей — решение Самарского областного суда от 03.12.2015 по делу № 21–1592/2015.

Главное в статье СкрытьПредоставлять информацию о медпомощи по программе госгарантий медорганизация обязана в соответствии со ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 956н конкретизирует и расшифровывает данное требование закона.

Медицинские организации нередко считают, что приказ № 956н имеет отношение лишь к качеству медицинской помощи. Однако суды распространяют его требования и на иные данные, которые обязана размещать медорганизация.

Комментарий

Что требует приказ Минздрава России от 30.12.2014 № 956н

Приказ гласит, что информацию следует размещать в доступной, наглядной, понятной форме, в т. ч. в форме открытых данных. При этом необходимо обеспечить открытость, актуальность, полноту, достоверность информации, простоту и понятность ее восприятия. На официальном сайте должна быть карта для удобства навигации, работоспособный поиск, версия для слабовидящих. Информация должна быть доступна пользователям круглосуточно и бесплатно, без ограничений. Допустимо размещать ее в текстовой и табличной формах, в форме электронного образа копий документов, а также в виде схем, графиков, разъяснений.

Нет информации на стенде

Информацию необходимо разместить не только на сайте медорганизации, но и в местах, доступных для посетителей. Штраф за нарушение правила составит 10 000 рублей — постановление Архангельского областного суда от 26.12.2014 по делу № 4а-449.

Главное в статье СкрытьОднако нарушение еще нужно доказать. И доказывать его будет надзорный орган. Архангельский областной суд признал акт проверки допустимым доказательством правонарушения. А вот Девятнадцатому арбитражному апелляционному суду, который рассматривал другое подобное дело, акта проверки оказалось недостаточно — постановление от 01.10.2015 № 19АП-5405/2015 по делу № А08-3684/2015.

Приводим правовую позицию суда: «Акт проверки б/н от 28.04.2015 составлен лишь в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ и не отвечает требованиям КоАП РФ, в т. ч. о необходимости присутствия понятых при осмотре. В связи с этим акт проверки не может быть признан судом достаточным и достоверным доказательством. Доводы административного органа об отсутствии необходимости в составлении протокола осмотра при наличии акта проверки основаны на неверном толковании ст. 27.8 КоАП РФ, в связи с чем подлежат отклонению».

К сведению

В протоколе об осмотре нужно указать дату и место составления, должность, Ф. И. О. лица, составившего протокол, сведения о юрлице, об осмотренных территориях и др. Если при осмотре применялись фото- и киносъемка, видеозапись, об этом делается запись в протоколе. Материалы съемки или записи прилагаются к протоколу

По правилам производства КоАП РФ (ст. 27.8) осматривать территории юрлица необходимо в присутствии представителя юрлица и двух понятых. Об осмотре ревизоры должны составить отдельный протокол. Именно об этом протоколе говорится в постановлении апелляционного суда. Его не следует путать с протоколом об административном правонарушении.

Итак, для судов важен порядок фиксации правонарушения. Воспользуйтесь этим. Фиксируйте процедуру проверки и отмечайте ошибки надзорного органа. В суде укажите на то, что у проверяющих отсутствует протокол осмотра. Следовательно, орган нарушил процедуру привлечения к административной ответственности.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что «объективных данных, позволяющих признать клинику виновной в совершении вмененного правонарушения, получено не было». Привлечь медорганизацию к ответственности надзорному органу не удалось.

Указывайте в суде на ошибки процедуры привлечения к ответственности. Но имейте в виду, что не все суды столь щепетильны в процессуальном отношении. Некоторым достаточно акта проверки.

Это интересно

Есть лицензия на медицинскую деятельность — должен информировать

Информировать граждан должны также те организации, для которых медицинская деятельность не основная. Это подтверждают постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 № 15АП-13395/2015 по делу № А53-14628/2015, а также от 12.03.2015 № 15АП-1866/2015 по делу № А53-26023/2014.

В постановлении от 28.08.2015 субъектом правонарушения признано ООО «Такси Плюс». Постановлением от 12.03.2015 рассматривалась законность привлечения к ответственности ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». Каждая из организаций имеет лицензию на медицинскую деятельность. И это, по мнению суда, распространяет на организации действие Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ в части, касающейся медицинской деятельности.

Отметим, что суды лишь приняли во внимание, что для обществ медицинская деятельность не основная. При этом они не усмотрели оснований для квалификации правонарушения как малозначительного. Суды применили минимальный размер штрафа.

В какой суд обращаться Главное в статье Скрыть

Жалобы медицинских организаций на вынесенные постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.30 КоАП РФ, обычно рассматривают арбитражные суды. Но бывают исключения.

Единичный характер носит постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 № 18АП-14031/2014 по делу № А47-6350/2014.

Суд заключил, что жалобы на привлечение к ответственности по ст. 6.30 КоАП РФ подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юрлицо привлечено к административной ответственности не в связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Объект правонарушений, которые предусмотрены главой 6 КоАП РФ, — общественные отношения в сфере обеспечения здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности. Они не связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью субъекта. Значит, их должны рассматривать суды общей юрисдикции.

Хотя такое постановление арбитражного суда — большая редкость, о нем лучше знать.