ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2024года
Внедрение новых требований

Путин поддержал отказ от термина «медицинская услуга». К чему готовиться клиникам

1 Подпункт «д» пункта 1 Перечня поручений по социально-экономическим вопросам, утв. Президентом 08.03.2024 № Пр-438.
2 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», далее — Закон № 323-ФЗ.
3 Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», далее — Закон о защите прав потребителей.
4 Приказ Минздрава от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», далее — номенклатура медуслуг
5 Постановление Правительства от 11.05.2023 № 736 <Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг...>, далее — Правила платных медуслуг

Инициативу об отказе от понятия «медицинская услуга» обсуждают не впервые. Основная цель таких изменений — чтобы к медработникам перестали применять статью 238 УК. Наказание по статье положено за выполнение услуг, которые не отвечают требованиям безопасности здоровья потребителей. Статью применяют, поскольку сейчас в Законе № 323-ФЗ2 есть понятие медуслуги, которое уже, чем понятие медпомощь. Из-за наличия «услуги», к медуслугам в рамках ОМС и ДМС также применяют Закон о защите прав потребителей3 (пп. 9, 45 постановления Пленума Верховного суда от 28.06.2012 № 17). Мы организовали круглый стол с медицинскими юристами, чтобы вы смогли подготовить клинику и персонал к изменениям. Также спросили главврача, как работать с жалобами, пока порядок работы не поменяли.

Как отказ от термина «медицинская услуга» скажется на работе государственных и частных медорганизаций


Алексей Панов, управляющий ООО «Центр медицинского права», главный редактор информационного портала «Право-мед. ру»: Основное, что придется делать медорганизациям — менять весь документооборот, поскольку из-за перехода к термину «медицинская помощь» будут вносить изменения во многие подзаконные нормативные правовые акты. В частности, в номенклатуру медуслуг4, Правила платных медуслуг5, а также в приказы по ОМС — в том числе в приказы Минздрава от 28.02.2019 № 108н и от 19.03.2021 № 231н. Для частных клиник, которые в системе ОМС не работают, изменений в документообороте будет, соответственно, меньше.

Какие локальные акты и как придется менять


Елена Хмелевская, адвокат, советник ООО «Специализированная юридическая компания в области медицинского права “РМК”»: Медучреждениям нужно будет заменить термин «медицинская услуга» на «медицинскую помощь» в тех локальных актах, где он упоминался. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка, в правилах предоставления платных медуслуг, положении об оплате труда работников, которые участвуют в предоставлении платных медуслуг. Также придется обновить информстенды и сайт медучреждения, поскольку обновят подзаконные нормативные акты. Вероятно, необходимо будет также скорректировать шаблоны договоров на платные медуслуги.

Наталия Кузьмина,юрисконсульт ГБУЗ Республики Коми «Коми республиканский клинический перинатальный центр»: Как придется менять документы, объясню на примере нашего перинатального центра. Так, основные документы, в которых мы регламентируем оказание медпомощи и медуслуг в центре, — это положения: о внутреннем контроле качества и безопасности меддеятельности и о порядке и условиях предоставления платных медуслуг населению (далее — Положение о платных медуслугах). В первую очередь, в этих документах мы заменим отдельные понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга»: объединим в одно, расширенное «медицинская помощь». Вариант, как может выглядеть такая замена, — смотрите в таблице. В Положении о платных медуслугах термин «платные медицинские услуги» мы заменим на «платную медицинскую помощь».Таблица с терминамиСкрыть

Таблица. Вариант замены терминов в локальных документах при отказе от термина «медицинская услуга»

В Положении о платных медуслугах придется также скорректировать ссылку на Правила платных медуслуг — заменить на тот документ, который утвердят законодатели. Кроме того, если они ограничат сферу действия Закона о защите прав потребителей и выведут из нее медпомощь, из положения придется убрать ссылку на этот закон.

Как изменится работа с претензиями пациентов и что поменяется в исках


Наталия Кузьмина,юрисконсульт ГБУЗ Республики Коми «Коми республиканский клинический перинатальный центр»: Из-за отказа от термина «медицинская услуга» снизятся сроки исковой давности, поскольку к медицинским делам не будут применять статью 238 УК. Новые иски из-за замены терминов не появятся. Ответственность врачей предусмотрена как публичным, так и частным правом, поэтому врачи также будут нести ее в полной мере. Так, для медорганизаций, мед- и фармработников ответственность за нарушения прав в сфере охраны здоровья, за причинение вреда жизни и здоровью при оказании медпомощи предусмотрена Законом № 323-ФЗ (ст. 98).

Алексей Панов, управляющий ООО «Центр медицинского права», главный редактор информационного портала «Право-мед. ру»: Изменений в работе с претензиями ждать не стоит. У пациента в любом случае сохранится право предъявить претензию из-за оказания медпомощи, а не оказания медуслуги. В отношении исков также ничего не поменяется, так как они вызваны нарушением прав пациентов — неважно, при оказании медпомощи или медуслуги.

Андрей Севостьянов, ведущий юрисконсульт ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой» Управления делами Президента РФ: Если медпомощь выведут из-под действия Закона о защите прав потребителей, срок ответа на обращение пациента увеличится с 10 до 30 дней. Однако в целом количество жалоб не сократится. Пациенты продолжат требовать компенсацию морального вреда, поскольку доказывать его не надо. Кроме того, сейчас Верховный суд разрешает взыскивать моральный вред при наличии дефектов в оказании медпомощи, даже если это не привело к ухудшению состояния здоровья (определение Верховного суда по делу от 22.03.2021 № 18-КГ20-122-К4, п. 14 постановления Пленума Верховного суда от 15.11.2022 № 33).

Елена Зацарина, главный врач ЧУЗ «Клиническая больница “РЖД-Медицина” г. Нижний Новгород»: Мы ожидаем, что увеличится период для ответа на претензии пациентов, которые связаны с некачественным оказанием услуг. Сейчас, чтобы укладываться в срок, мы прописали в положении о порядке рассмотрения обращений граждан, что в общем случае отвечаем на них за 30 дней, а если обращение связано со спорным взиманием денежных средств, то за 10 дней. Как сотрудники соблюдают сроки, контролируем в книге учета письменных обращений. Образцы положения и книги учета найдете ниже.Образец положенияСкрыть
Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в Частном учреждении здравоохранения «Клиническая больница «РЖД-Медицина»

К сведению

Какие изменения в связи с инициативой предлагают внести по проекту

Комитет Госдумы по охране здоровья предложил оставить термин «медицинская услуга» в законодательстве, но дать ему другое определение. Кроме того, законодатели предлагают, что на платную медпомощь продолжат распространять положения Закона о защите прав потребителей. В каких случаях этот закон будут применять к помощи, которую оказывают по ОМС, установят отдельно (законопроект № 580179-8 <О внесении изменений...>, sodz.duma.gov.ru). Подробнее об изменениях расскажем в следующих номерах журнала.