ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2019года
Изменения
Интервью

Что грозит медорганизации за отклонение от клинреков

Оксана Александрова, заместитель директора МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского по учебной работе, декан ФУВ МОНИКИ, завкафедрой организационно-правового обеспечения медицинской и фармацевтической деятельности, профессор, д. м. н.

С 2019 года критерии оценки качества необходимо соотнести с клиническими рекомендациями. На их основе будут оказывать медпомощь, однако механизм еще не выработан. Чем грозит главврачу несоблюдение рекомендаций? Как связаны клинреки и стандарты медпомощи? С какими проблемами столкнутся клиники? Отвечает профессор Оксана Юрьевна Александрова.

— Какое принципиально новое изменение ввел закон?

— Серьезные изменения претерпели подходы к экспертизе качества медпомощи. Это касается вопросов применения клинических рекомендаций, стандартов медпомощи, оценки качества медпомощи на основе критериев оценки качества медпомощи. Понятие качества медпомощи осталось тем же, но сформулировали новые подходы к клинрекам и стандартам медпомощи (ст. 37 «Организация оказания медпомощи» Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», далее — Закон № 323-ФЗ).

На основе Порядка организовывают процесс оказания медпомощи. Клинреки указывают, как правильно лечить. Из них формируются стандарты медпомощи, но только по тем препаратам, которые гарантируются государством. Порядки и стандарты медпомощи будут принимать, как и раньше, приказами Минздрава в виде нормативно-правовых актов (ч. 1 ст. 37 Закона № 323-ФЗ).

Из клинреков и Порядков формируются критерии оценки качества медпомощи. Они не содержат препаратов, а только алгоритм действий.

— Как будут связаны клинреки и стандарты медпомощи?

— По новому закону клинреки — основа для разработки критериев оценки качества и стандартов медпомощи. Последнее введение — новое. Раньше стандарты медпомощи и клинреки разрабатывали независимо друг от друга. Они могли не совпадать. У главврача возникала проблема, какие препараты закупить — из ЖНВЛП, стандартов медпомощи или клинреков? Сейчас затруднение будет снято. Стандарты медпомощи будут формироваться из клинреков. В них включат те препараты, которые входят в перечень ЖНВЛП.

— Изменилась ли процедура принятия клинреков?

— Клинреки разрабатывают и утверждают профессиональные некоммерческие организации, как и прежде. Приказами Минздрава их утверждать не будут. Однако появилось новое звено — научно-практический совет при федеральном Минздраве, который вправе одобрить, отклонить или направить рекомендации на доработку. По каждому заболеванию, состоянию, группе заболеваний можно утвердить одну клиническую рекомендацию(ч. 7 ст. 37 Закона № 323-ФЗ).

Ранее профессиональные сообщества не могли договориться, настаивали на своих клинреках. Теперь им предстоит совместная работа, чтобы выработать одну рекомендацию.

— С какими проблемами могут столкнуться клиники?

— Медпомощь продолжают оплачивать по клинико-статистическим группам (КСГ). Но в них нет конкретизации по услугам и лекарственным препаратам, нет инновационных препаратов, которые так необходимы. Исключение — онкология. Это значит, что если врач будет лечить пациента по клинрекам, а медорганизации оплатят случай лечения по средней стоимости, по КСГ, то медорганизации не хватит финансовых средств для существования. Это финансовая проблема.

Если лечить по клинрекам, то не хватит финансовых средств, если не лечить — то медпомощь признают некачественной

Еще одна проблема — юридические последствия. Судебная практика показывает, что, хотя клинреки не являются и не будут являться нормативно-правовыми актами, их обязательно соблюдать для оценки лечения пациента как качественного. Если лечить по клинрекам, то не хватит финансовых средств, если не лечить — то медпомощь признают некачественной.

Задача профессиональных ассоциаций — разработать единые клинреки как можно раньше, чтобы на их основе были подготовлены стандарты с новыми препаратами, и такие способы оплаты медпомощи, которые компенсируют расходы клиники на лечение пациентов на основе клинреков. После 2022 года профессиональные сообщества смогут вносить изменения в клинреки один раз в три года.

— Чем грозит главврачу несоблюдение клинреков?

Росздравнадзор, страховые медорганизации вправе проверять только критерии оценки качества медпомощи

— Клинреки не будут утверждать нормативно-правовым актом. Их разместят на официальном сайте Минздрава, но это не изменит их юридической силы. Поэтому, по мнению подавляющего большинства экспертов, не может идти речь об административной ответственности руководителя медорганизации за несоблюдение рекомендаций. Их разрабатывают для врача. Росздравнадзор, страховые медорганизации вправе проверять только критерии оценки качества медпомощи.

— Можно ли будет врачам допускать отклонения от клинреков?

— Никто не отменяет норму, по которой медработник обязан оказывать медпомощь в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями (ст. 73 Закона № 323-ФЗ). Всегда есть особенности состояния здоровья отдельного человека. Например, у пациента старше 50 лет не одно заболевание. Надо применить несколько клинреков, и от каждого неизбежны отклонения. Иначе придется применить 20 препаратов одновременно, что невозможно. И решение всегда будет за врачом. Если у медработника возникнут сомнения, он вправе попросить рекомендации у врачебной комиссии.

— Какие перспективы у клиники, если пациент подаст иск?

— Если недовольный пациент обратится в суд, врач или юрлицо будет доказывать невиновность причинения вреда. Медорганизация должна оказывать медпомощь в соответствии с Порядками, на основе клинреков с учетом стандартов. Шанс выиграть процесс выше, если соблюдали клинреки и стандарты медпомощи. Но проверять клиники будут не по клинрекам и стандартам, а по критериям оценки качества (ст. 79 Закона № 323-ФЗ).

Важно

Минздрав предлагает штрафовать за нарушение клинреков

Минздрав предложил ввести административную ответственность за оказание медицинской помощи, которая не соответствует клиническим рекомендациям. Поправки планируют внести в КоАП.

Проект опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Штраф для должностных лиц может достигать 20 тыс. руб., для юридических — 70 тыс. руб. Ответственность предусмотрят и за неисполнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья по созданию условий для обеспечения качества и доступности медпомощи. Так, за действия или бездействия должностных лиц планируют ввести штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб.