ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2024года
Проверки и санкции

Пожарную сигнализацию запретили ставить за счет ОМС. Какие еще неочевидные траты под запретом

Елена Хмелевская, адвокат, советник ООО «Специализированная юридическая компания в области медицинского права “РМК”»
Андрей Севостьянов, ведущий юрисконсульт ФГБУ «ЦКБ с поликлиникой» Управления делами Президента РФ
Елена Чесалкина, медицинский юрист, г. Владимир

Не всегда очевидно, в каких случаях клиника вправе тратить средства ОМС на ремонт или покупку оборудования, а в каких — нет. Так, в конце прошлого года медорганизации отказали в оплате по ОМС установки охранной и пожарной сигнализации1. Суды решили, что монтаж охранной и пожарной сигнализаций не относится к работам по техобслуживанию систем. Такие траты — это капитальный ремонт, который из средств ОМС не оплачивают.

Мы попросили юристов разобрать еще три случая, когда суды признали расходы нецелевыми. Объяснить, в чем ошибка и как нужно было действовать клинике.

Доплатили за совместительство заместителя главврача

Главврач на время болезни передал свои обязанности заместителю главврача по хирургии. Предусмотрел в приказе выплату разницы в окладах. При проверке фонд отказал в оплате. Ссылался на то, что в должностной инструкции этого зама не было указано, что он может исполнять обязанности главврача во время его отсутствия. При этом в клинике был заместитель главврача по лечебной работе — в его должностной инструкции такой пункт был. Этот специалист также присутствовал на работе в спорный период, исполнял свои иные трудовые обязанности.

Суды первой и апелляционной инстанций указали, что в данном случае издать приказ было недостаточно — надо было заключить с работником соглашение о выполнении дополнительных обязанностей. Суд кассационной инстанции также отметил, что главврач нарушил установленное распределение обязанностей между заместителями. Расход средств ОМС посчитали нецелевым (постановление АС Дальневосточного округа от 10.03.2023 по делу № А51-6183/2022).

Как правильно. По закону из средств ОМС можно выплачивать зарплату сотрудникам, начисления на оплату труда и прочие выплаты (ч. 7 ст. 35 Закона об ОМС, пп. 193, 195 Правил ОМС2). Памятку по допустимым расходам средств ОМС смотрите ниже. Однако в данном случае претензии у суда и ТФОМС возникли к оформлению совмещения, которое выполнял заместитель. Если возлагаете на работников дополнительные обязанности, проконтролируйте, что соблюдаете два правила.

На заметку

Есть мнение, что если ознакомить работника с приказом под подпись, то это подтверждает получение согласия на дополнительные обязанности. Но чтобы избежать споров, лучше оформлять отдельное письменное согласие

Первое — оформляйте отдельное письменное соглашение, если поручаете подчиненному дополнительную работу. Возлагать обязанности, которые не предусмотрены трудовым договором, можно только с письменного согласия работника и за дополнительную плату (ст. 60.2 ТК). В примере главврач предусмотрел доплату для заместителя, который заменял его в период болезни. Однако письменное соглашение с работником не оформил.

Второе правило — следите, чтобы между действиями и локальными документами не было противоречий. Уберите или скорректируйте спорные пункты в должностных инструкциях и трудовых договорах с работниками.

Есть две позиции по вопросу того, полагается ли доплата тем, кто по должностной инструкции должен выполнять обязанности отсутствующего коллеги. Еще в 2003 году Верховный суд признал, что положения нормативного правового акта, по которому заместителям нельзя доплачивать, не соответствуют закону (определение Верховного суда от 11.03.2003 № КАС03-25). По мнению суда, у заместителей в отсутствие руководителя больше работы, поэтому они имеют право на доплату.

Согласно второй точке зрения, доплата не полагается тем, у кого в должностной инструкции предусмотрели обязанность работать за отсутствующего коллегу. Однако в таком случае есть риск споров с работниками — работодателя могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства. Но такая точка зрения до сих пор встречается на практике, в том числе и у госорганов (письмо Минтруда от 06.04.2018 № 14-2/ООГ-2682, определение Восьмого КСОЮ от 01.11.2022 № 88-21111/2022).

Руководство клиники из примера, с одной стороны, установило доплату за совмещение заместителю, то есть следовало первой позиции. С другой — включило в должностную инструкцию второго заместителя пункт о выполнении обязанностей руководителя в период его отсутствия, без оговорок о доплате, то есть придерживалось второй позиции. Возникло противоречие, которое в том числе привело к проигрышу в деле.Памятка по допустимым тратамСкрыть

Памятка. На что можно расходовать средства ОМС
 

К сведению

Что грозит клинике за нецелевой расход средств ОМС

Если проверяющие ТФОМС установят, что средства ОМС использовали не по целевому назначению, клиника должна будет вернуть деньги фонду. Сделать это нужно в течение 10 рабочих дней со дня предъявления фондом соответствующего требования. Также клиника должна будет выплатить штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. За каждый день просрочки к штрафу прибавляют пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка, действующей на день предъявления санкций (ч. 9 ст. 39 Закона об ОМС*).

* Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ, далее — Закон об ОМС.

Оплатили повышение квалификации по необязательной программе

Медорганизация оплатила из средств ОМС повышение квалификации заведующего отделением по программе «Медиация». Фонд указал, что по закону учреждение оплачивает только такое образование, без которого работать нельзя. В квалификационных требованиях и характеристиках нет условия, что завотделением нужно обучаться по программе «Медиация».

Суд согласился с фондом. Отметил, что медиаторами признают только независимых лиц — посредников в урегулировании споров. Руководство организации к ним отнести нельзя. Расходы признали нецелевыми (постановление 1-го ААС от 30.03.2022 по делу № А43-22977/2021).

3 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ, далее — Закон об охране здоровья
4 Приказ Минфина от 29.11.2017 № 209н <Об утверждении порядка...>, далее — Порядок КОСГУ

Как правильно. Работодатель может оплачивать профпереподготовку, переподготовку и повышение квалификации медработников (п. 2 ч. 1 ст. 72 Закона об охране здоровья*). Но только в том случае, если такое обучение необходимо для выполнения определенных видов деятельности (ч. 4 ст. 196 ТК). Отправлять медработников на обучение и оплачивать его можно только в случае аккредитации, поскольку без этого документа работать нельзя. Оплачивают такое обучение из средств ОМС — расходы на обучение попадают под подстатью 226 «Прочие расходы и услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка КОСГУ**).

Необязательные программы, в том числе НМО и второе высшее образование, работодатель оплачивать не обязан. Такие расходы проверяющие воспримут как «нецелевку». В таблице ниже найдете другие примеры обучения, которые нельзя оплачивать из средств ОМС.Таблица по недопустимым тратамСкрыть

Кликайте на   сбоку, чтобы листать таблицу
Скачать в Word

Совет

При расходах руководствуйтесь нормативными актами

Когда определяете, на какие направления можно расходовать средства ОМС, руководствуйтесь Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации из приказа Минфина от 24.05.2022 № 82н. При покупке основных средств также ориентируйтесь на порядки и стандарты медпомощи: предметы, которые делают пребывание пациента в клинике комфортным, но не необходимы для работы, признают «нецелевкой».

Оплатили сотрудникам дополнительные кратковременные отпуска

Поликлиника оплатила сотрудникам дополнительные кратковременные отпуска с сохранением средней зарплаты на общую сумму почти 63 тыс. руб. Фонд посчитал, что для этого не было оснований. Сотрудники не работали в условиях, которые отклоняются от нормальных. Выплаты не относились к расходам на зарплату и не входили в структуру тарифа на оплату медпомощи в рамках терпрограммы ОМС. Суд согласился с проверяющими (постановление АС Северо-Западного округа от 17.10.2023 по делу № А56-121430/2022).

На заметку

Если работодатель обязуется в локальных нормативных актах оплачивать дополнительные отпуска, исполнение таких обязательств — это элемент социальной политики, непосредственно с оплатой труда работников он не связан

Как правильно. Решать, откуда брать средства для оплаты дополнительных отпусков, необходимо в зависимости от двух факторов: условий труда сотрудников и условий, которые работодатель предусмотрел в коллективном договоре. Также влияет тип медучреждения.

Так, по закону ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска положены сотрудникам, которые работают в особых условиях. Например, во вредных и опасных условиях труда, в районах Крайнего Севера, в условиях ненормированного рабочего дня (ст. 116 ТК). Дополнительные отпуска таких работников можно оплачивать за счет средств ОМС.

Работодатели имеют право самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска. Предусмотреть отпуск в коллективном договоре работодатель может на условиях более благоприятных, чем в законодательстве. Но это не значит, что возмещать расходы на них можно за счет средств ОМС.

По закону в средний подушевой норматив финансирования за счет средств ОМС включают только те расходы, которые обязательны для медорганизаций — участниц программы ОМС. Расходы, которые связаны с дополнительными гарантиями работодателя, к ним не относятся. Их финансируют уже за счет бюджета субъекта или за счет средств работодателя (ч. 2 ст. 72 Закона об охране здоровья, ст. 41 ТК). То есть для оплаты дополнительных отпусков, которые установили в учреждении, государственная клиника может использовать средства регионального бюджета или своего. Например, доходы от платных медуслуг. Частной же клинике придется расходовать только собственные средства.

Ниже смотрите таблицу с примерами должностей работников, труд которых нельзя оплачивать из средств ОМС.Таблица с должностямиСкрыть

Скачать